В Михайловском дворце выставка к 250-летию Академии Художеств

К.Брюллов. Нарцисс, смотрящийся в воду. 1819. Холст, масло. 162 х 209,

В Михайловском дворце выставка к 250-летию Академии Художеств

19.05.2007

С 18 мая по сентябрь 2007 г. в Михайловском дворце будет проходить выставка посвященная 250-летию Академии Художеств.

Выставка «Академия художеств. 1757 — 2007. К 250-летию со дня основания» посвящена юбилею Императорской Академии художеств, учрежденной в Санкт-Петербурге решением Сената 6 ноября 1757 года. Инициатором основания Академии стал известный меценат и коллекционер граф Шувалов Иван Иванович, портрет которого кисти А. Лосенко будет представлен на выставке. Именно  И. И. Шувалов в 1758 году подарил Академии свою прекрасную художественную коллекцию, положив этим начало будущему музею Академии.

4 ноября 1764 года императрица Екатерина II подписала Указ об основании в Санкт-Петербурге «Императорской Академии трех знатнейших художеств — живописи, скульптуры и архитектуры, с Воспитательным при оной Академии училищем», а также новый Устав Академии. Торжественное открытие Академии состоялась 7 июля 1765 года.

В марте 1763 года Академию возглавил сподвижник Екатерины II, действительный тайный советник Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Увлеченный идеей создания «новой породы людей», Бецкой стал инициатором приема в Академию художеств мальчиков шести лет от роду. Академия была закрытым учебным заведением, «отворявшимся» лишь в дни публичных выставок, и по замыслу Бецкого юные воспитанники, огражденные от повседневности, должны были являть пример совершенного человека, воспитанного на началах просвещения, разума, гражданских доблестей.

Приглашенных  И. Шуваловым профессоров-иностранцев постепенно сменили русские мастера. Так классом исторической живописи в свое время руководили А. Лосенко, Г. Козлов, П. Соколов, Г. Угрюмов, А. Иванов, А. Егоров, В. Шебуев, К. Брюллов, Ф. Бруни, А. Марков. Не менее известными живописцами были и руководители портретного класса — К. Головачевский, Д. Левицкий, С. Щукин, А. Варнек.

На выставке будет широко представлена русская историческая живопись XVIII — первой половины XIX века, в том числе «Каин» — фундаментальное произведение основоположника русской академической художественной школы А. Лосенко, «Испытание силы Яна Усмаря» Г. Угрюмова, «Единоборство князя Мстислава Всеволодовича Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году» А. Иванова, «Истязание Спасителя» А. Егорова, «Последний день Помпеи» К. Брюллова и его же раннее полотно «Нарцисс», «Смерть Камиллы, сестры Горация» и «Медный змий»Ф. Бруни. Большинство этих произведений входит в постоянную экспозицию музея.

В состав экспозиции войдут портреты лучших художников и педагогов из так называемого «Зала Совета» Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. В их числе портреты строителя Академии — ректора по архитектуре А. Кокоринова кисти Д. Левицкого, исторических живописцев Г. Козлова и В. Шебуева кисти Л. Миропольского и Ф. Славянского, анималиста Г. Грота и портретиста Д. Левицкого, исполненные Е. Камеженковым и И. Яковлевым, скульпторов И. Мартоса и Ф. Толстого, написанные Д. Антонелли.

Впервые будут широко показаны натурные штудии воспитанников Академии, исполнявшиеся в рисовальном классе для так называемых «третных» экзаменов, проводившихся один раз в четыре месяца. Среди этих учебных работ — листы А. Лосенко, П. Соколова, К. Брюллова, А. Иванова, О. Кипренского и других.

Рисунки натурщиков — яркая страница профессионального становления знаменитых художников, обучавшихся в Академии. Русский музей обладает единственной в своем роде и богатейшей коллекцией таких рисунков. Многие из них имеют пометки и печати, свидетельствующие о награждении медалями.

Дополнят экспозицию работы воспитанников гравировального и медальерного классов, архитектурные фантазии и чертежи.

Почти все произведения поступили в Русский музей из Академии художеств в 1923 году.

Постоянный адрес новости  http://www.onpainting.ru/ru/news/show/2007/5/19/250akademy/