Амедео Модильяни впервые в России

Амедео Модильяни c 21 марта по 17 июля

Амедео Модильяни впервые в России

27.04.2007

Как? Не может быть. Это имя нам знакомо, как и творчество. Его запоминающаяся манера удлиненного силуэта, напряженная линия, пронзительные или закрытые глаза. Его работа над кроватью А. Ахматовой. Большая выставка впервые, большой список зарубежных музеев. А что выставят российские музеи? В российских музеях живописных произведений Амедео Модильяни (1884-1920) нет. Звучит как приговор. Не может быть. Откуда тогда российская публика так хорошо знает и нежно любит этого художника?

Здесь есть небольшое лукавство. Работы Модильяни были показаны в России в 1928 году, приезжали в Россию и позже в составе больших выставок. В собрании Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина два рисунка Амедео Модильяни. На правах хозяев они расположены в основном зале выставки. Рисунки предваряют его знаменитые портреты и еще более знаменитые работы с обнаженными моделями.

Три произведения с обнаженными - центральный аккорд выставки. Именно из-за таких произведений полиция закрыла выставку 90 лет назад в Париже. С одной стороны, работа над обнаженной моделью традиционная для художника. Но с другой стороны, нельзя сказать, что у этих произведений традиционная композиция. Обычно модель изображается полностью. Художник перечисляет многочисленные части тела. Кисть художника спускается от головы к линии плеча, мазок сгибается в локте на руке и дробится в перечислении пальцев, далее - округлости тела, длинные ноги, детали стопы. У многих художников, но не у Модильяни. Если перечислять все части тела, то получается знакомая с античности песня красоты и женственности. У Модильяни своя песня, не о красоте, а о влечении и страсти. Он не тратит свой талант на перечисление деталей, он сосредотачивается на самой чувственной части женской фигуры: лицо, запрокинутые руки, грудь, живот и бедра. Достаточно для создания художественного образа. Достаточно для того, чтобы взбудоражить поборников нравственности. Студенты художественных ВУЗов знают, что в работе над обнаженной моделью мало сексуального. Это задание следующее после рисования гипсовой фигуры. Для Модильяни это не учебная работа, это страсть и сама жизнь. В работе над обнаженной моделью есть нечто противоестественное, человек не обнажается для красоты. Человек обнажается для реализации страстей, что и показал Модильяни.

На выставке представлены портреты жены художника Жанны Эбютерн, его друзей, знакомых. Внимание зрителей привлечет небольшой портрет П. Пикассо работы Модильяни. Произведения художника не блещут деталями, они имеют свою долю условности и обобщения. Ему могла бы позировать для всех работ какая-то одна натурщица. Но художник предпочитал "случайных" моделей. У них живые лица, порою испуганные, усталые, тревожные. Лицо профессиональной модели спокойное и отстраненное, на грани с равнодушием, это Модильяни не может подойти.

На выставке показана скульптура "Голова женщины", графические и живописные произведения из серии "Кариатид". Одну из картин на выставке можно смотреть с двух сторон - это и портрет, и обнаженная модель.

На выставке зритель увидит все то, что хотел бы увидеть. Здесь не будет разочарования, а будет эффект узнавания. Работы не потрясают монументальными размерами, сама выставка соразмерна человеческим силам, произведений ровно столько, чтобы спокойно посмотреть и получить радость общения с подлинником, а не специфическую музейную усталость.

Амедео Модильяни - итальянский художник, живший во Франции, которого так любят в России. Выставка доставит удовольствие зрителям, это одна грань выставки. Но есть и другая. Выставка открывается в день юбилея директора Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина - Ирины Александровны Антоновой. Более 60 лет Антонова работает в музее, значит, более 60 лет премьер и открытий. Планка работы Ирины Александровны очень высока.

На вопрос: "Что для вас лично значит Модильяни?" Ирина Александровна ответила:

- Это согревающий душу художник.

Действительно, Модильяни - искренний художник. Он писал то, что хотел написать. Никто не смел ему указывать, как и что надо делать. В его работах нет второго дна, когда пишется одно, а подразумевается другое. Может быть именно это подкупает публику.

Это не последняя премьера Музея изобразительных искусств, есть еще художники, которых любят и знают, но никогда не видели в России - Климт. Ирина Александровна руководит музеем, а значит, выставка будет (Н. Трегуб)

Совместно с компанией Proactive pr запущен сайт http://www.modigliani.ru. Обратите внимание на информацию о книге о Модильяни из серии, знакомой нам с детства: Жизнь Замечательных Людей (ЖЗЛ), он изданна "Молодой гвардией" в 2007 году.

Постоянный адрес новости  http://www.onpainting.ru/ru/news/show/2007/4/27/modilani/